Е. В. НЕКРАСОВА О Рукописном отделе научной музыкальной библиотеки Петербургской консерватории
|
||
Основу научной музыкальной библиотеки Консерватории составило собрание нот и книг, служившее для проведения общедоступных концертов, организуемых членами Русского симфонического общества, деятельность которого возобновилась в 1859 г. под руководством А. Г. Рубинштейна. Когда воплотилась в жизнь его идея создания системы музыкального образования в России и в 1862 г. открылась первая Консерватория, то большая часть библиотеки, к тому времени уже Русского музыкального общества, была передана юному учебному заведению. Особую ценность библиотека приобретает еще и потому, что в первые годы своего существования она пополнялась в основном за счет частных пожертвований. Одним из первых дарителей был основатель Консерватории А. Г. Рубинштейн, передавший библиотеке свою коллекцию нот и музыкально-теоретических сочинений. Его последователем стал директор Русского музыкального общества В. А. Кологривов, пожертвовав ноты, использовавшиеся в концертной деятельности общества. После смерти председателя дирекции РМО графа М. Ю. Виельгорского его библиотека была передана в Консерваторию. Особое значение для библиотеки имеет дар одного из директоров Консерватории М. П. Азанчевского, поскольку он составляет более трех тысяч томов, среди которых уникальные старопечатные книги на многих европейских языках и ценнейшая коллекция рукописей. Вслед за этим даром библиотека получила собрание бывшего инспектора Консерватории Г. А. Демидова, включавшее коллекцию автографов А. Даргомыжского. В дальнейшем дарителями библиотеки стали многие известнейшие музыканты, которые учились или преподавали в Петербургской консерватории. В 1930-е гг. фонд рукописей был выделен из общего, начата работа по его систематизации и созданию каталога. Только в 1990 г. отдел рукописей был выделен окончательно со своим штатом сотрудников, среди которых и музыковеды, и библиотекари. Фонд составляет более 7,5 тысячи единиц хранения, из них около 5 тысяч - эпистолярий, в основном переписка членов дирекции РМО с русскими и европейскими музыкальными деятелями, а также значительные коллекции писем Бородина, Глазунова, Кюи, Балакирева, Антона Рубинштейна, Лядова, Римского-Корсакова, Серова, Скрябина, Танеева и др. Основную часть фонда нотных рукописей составляют автографы русских композиторов XIX - первой половины XX в., среди которых: Аренский, Балакирев, Бородин, Глазунов, Глинка, Глиэр, Гречанинов, Даргомыжский, Кюи, Лядов, Ляпунов, Мусоргский, Мясковский, Прокофьев, Римский-Корсаков, Рубинштейн, Серов, Чайковский, Шостакович и многие другие. Среди наиболее ценных материалов - партитура «Арагонской хоты» М. И. Глинки1, несколько партитур А. С. Даргомыжского - ария из оперы-балета «Торжество Вакха»2, «Болеро» для оркестра3 и др. В числе 21-ой рукописи М. А. Балакирева особо хотелось бы отметить партитуру увертюры «Король Лир»4, музыку к трагедии Шекспира «Король Лир»5, увертюру на темы трех чешских песен6, партитуру музыкальной картинки « 1000 лет»7 и др. Среди 35-ти музыкальных автографов А. П. Бородина - эскизы первой симфонии8 и партитура трех частей второй симфонии9, отрывки и наброски из оперы «Кнчзь Игорь»10, эскиз баллады для голоса с фортепиано «Море»11. Безусловной гордостью отдела является внушительная коллекция нотных рукописей А. К. Глазунова, возглавлявшего Консерваторию более четверти века. Из 183 музыкальных рукописей отметим клавир балета «Раймонда»12, партитуры «Вакхической песни»13, Прелюдии-кантаты14, Торжественного шествия15, чешского гимна 'Где моя Родина»16, Темы с вариациями для струнного квинтета17 и др. М. П. Мусоргский представлен в отделе 23-мя музыкальными рукописями, среди которых партитура «Ивановой ночи на Лысой горе»18, музыка к трагедии Софокла «Здип»19, «Боевая песнь ливийцев» из оперы «Саламбо»20, отрывки из «Сорочинской ярмарки»22 и вокальные произведения. Собрание нотных автографов Н. А. Римского-Корсакова представлено 48 экземплярами, включающими партитуры опер «Майская ночь»22 и «Пан Воевода»23, партитуры 1-й симфонии24 и «Здравицы А. К. Глазунову»25, отрывки из опер: «Псковитянка», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Садко», «Золотой петушок» и другие произведения. Музыкальное наследие одного из первых выпускников Консерватории П. И. Чайковского в фондах отдела представлено 8 нотными рукописями; в их числе - музыка к гимну «К Радости» Шиллера26, партитуры двух отрывков из оперы «Черевички»27. В коллекции отдела значительное место занимают и автографы западноевропейских композиторов. Наиболее ценными можно назвать набросок адажио из струнного квартета ор. 18 М3 6 Л. Бетховена28, эскиз струнного квартета КУ 590 В. А. Моцарта29, а также рукописи А. Вьетана, А. Гретри, Г. Доницетти. Л. Керубини, Ф. Мендельсона, И. Штрауса (сына) и др. Кроме рукописных материалов в отделе хранятся фотографии XIX -начала XX в. (2 тысячи ед. хр.) и редкие издания. Материалы, хранящиеся в Отделе рукописей Петербургской консерватории, в разное время были использованы музыковедами в исследовательской деятельности, результатом которой стали десятки научных статей, монографий, диссертационных исследований. В их числе труды Л. А. Барен-бойма о А. Г. Рубинштейне, М. А. Ганиной о А. К. Глазунове, А. С. Ляпуновой о М. А. Балакиреве, М. К. Михайлова о А. К. Лядове, М. С. Пекелиса о А. С. Даргомыжском, А. Н. Сохора о А. П. Бородине и многие другие. Фонды отдела постоянно являются предметом изучения и базой научных исследований как отечественных, так и зарубежных музыкантов. В последние годы значительно активизировалась научно-библиографическая работа в самом отделе рукописей. Сотрудники отдела принимают участие в различных научных конференциях, как в Консерватории, так и за ее пределами с докладами и сообщениями на темы, посвященные материалам рукописного фонда. Тщательно редактируются каталоги и картотеки, ведется работа по созданию электронного каталога и фонда страховых фотокопий и негативов, начата работа по реставрации и консервации особо ценных материалов, постоянно ведется экспозиционная деятельность. Ведется работа по изучению архивов, переводу с иностранных языков, подготовке к изданию неопубликованных материалов, каталогов и путеводителей по отдельным частям фонда или коллекциям. Кроме перечисленных выше направлений планируются и перспективные долгосрочные программы, связанные в основном с углубленной работой по расшифровке музыкальных рукописей. Планируется регулярное проведение научных чтений по проблемам музыкально-рукописного наследия. В дальнейшей своей деятельности научная музыкальная библиотека Санкт-Петербургской консерватории очень надеется на понимание и поддержку наших коллег - сотрудников библиотек и архивов, наших читателей - преподавателей и студентов, музыкантов, исследователей, глубоко и искренне заинтересованных в сохранении русской культуры, тех уникальных собраний, накопленных и хранимых библиотеками, архивами, музеями и нашего прекрасного Петербурга, и всей России.
1 ОР СПбГК, № 1618. 2 ОР СПбГК, № 1567. 3 ОР СПбГК, № 1597. 4 ОР СПбГК, № 1240. 5 ОР СПбГК, № 1241. 6 ОР СПбГК, № 1244. 7 ОР СПбГК, № 1242. 8 ОР СПбГК, № 2526-2528. 9 ОР СПбГК, № 2529. 10 ОР СПбГК, №№ 2502, 2506, 2512-2515 и др. 11 ОР СПбГК, № 2517 12 ОР СПбГК, №№ 1419, 1420. 13 ОР СПбГК, № 1526. 14 ОР СПбГК, № 1499 15 ОР СПбГК, №1422. 16 ОР СПбГК, № 1414 17 ОР СПбГК, № 1512. 18 ОР СПбГК, № 1747. 19 ОР СПбГК, №№ 1748, 1670, 1669. 20 ОР СПбГК, № 1762. 21 ОР СПбГК, № 1749. 22 ОР СПбГК, № 1890. ОРСПбГК, № 1899. 24 ОР СПбГК, № 1896. ОРСПбГК, № 1879. 26 ОР СПбГК, № 1745. 27 ОР СПбГК, №№ 1658, 1659. ОР СПбГК, № 1259. 29 ОР СПбГК, № 2863. |