Е. В. НЕКРАСОВА  

О Рукописном отделе научной музыкальной библиотеки Петербургской консерватории

 

 

Основу научной музыкальной библиотеки Консерватории составило собрание нот и книг, служившее для проведения общедоступных концертов, организуемых членами Русского симфонического общества, деятельность которого возобновилась в 1859 г. под руководством А. Г. Рубинштейна. Когда воплотилась в жизнь его идея создания системы музыкального образования в России и в 1862 г. открылась первая Консерватория, то большая часть библиотеки, к тому времени уже Русского музыкального общества, была передана юному учебному заведению.

Особую ценность библиотека приобретает еще и потому, что в первые годы своего существования она пополнялась в основном за счет частных пожертвований. Одним из первых дарителей был основатель Консерватории А. Г. Рубинштейн, передавший библиотеке свою коллекцию нот и музыкально-теоретических сочинений. Его последователем стал директор Русского музыкального общества В. А. Кологривов, пожертвовав ноты, использовавшиеся в концертной деятельности общества. После смерти председателя дирекции РМО графа М. Ю. Виельгорского его библиотека была передана в Консерваторию. Особое значение для библиотеки имеет дар одного из директоров Консерватории М. П. Азанчевского, поскольку он составляет более трех тысяч томов, среди которых уникальные старопечатные книги на многих европейских языках и ценнейшая коллекция рукописей. Вслед за этим даром библиотека получила собрание бывшего инспектора Консерватории Г. А. Демидова, включавшее коллекцию автографов А. Даргомыжского. В дальнейшем дарителями библиотеки стали многие известнейшие музыканты, которые учились или преподавали в Петербургской консерватории.

В 1930-е гг. фонд рукописей был выделен из общего, начата работа по его систематизации и созданию каталога. Только в 1990 г. отдел рукописей был выделен окончательно со своим штатом сотрудников, среди которых и музыковеды, и библиотекари.

Фонд составляет более 7,5 тысячи единиц хранения, из них около 5 тысяч - эпистолярий, в основном переписка членов дирекции РМО с русскими и европейскими музыкальными деятелями, а также значительные коллекции писем Бородина, Глазунова, Кюи, Балакирева, Антона Рубинштейна, Лядова, Римского-Корсакова, Серова, Скрябина, Танеева и др.

Основную часть фонда нотных рукописей составляют автографы русских композиторов XIX - первой половины XX в., среди которых: Аренский, Балакирев, Бородин, Глазунов, Глинка, Глиэр, Гречанинов, Даргомыжский, Кюи, Лядов, Ляпунов, Мусоргский, Мясковский, Прокофьев, Римский-Корсаков, Рубинштейн, Серов, Чайковский, Шостакович и многие другие.

Среди наиболее ценных материалов - партитура «Арагонской хоты» М. И. Глинки1, несколько партитур А. С. Даргомыжского - ария из оперы-балета «Торжество Вакха»2, «Болеро» для оркестра3 и др. В числе 21-ой рукописи М. А. Балакирева особо хотелось бы отметить партитуру увертюры «Король Лир»4, музыку к трагедии Шекспира «Король Лир»5, увертюру на темы трех чешских песен6, партитуру музыкальной картинки « 1000 лет»7 и др. Среди 35-ти музыкальных автографов А. П. Бородина - эскизы первой симфонии8 и партитура трех частей второй симфонии9, отрывки и наброски из оперы «Кнчзь Игорь»10, эскиз баллады для голоса с фортепиано «Море»11.

Безусловной гордостью отдела является внушительная коллекция нотных рукописей А. К. Глазунова, возглавлявшего Консерваторию более четверти века. Из 183 музыкальных рукописей отметим клавир балета «Раймонда»12, партитуры «Вакхической песни»13, Прелюдии-кантаты14, Торжественного шествия15, чешского гимна 'Где моя Родина»16, Темы с вариациями для струнного квинтета17 и др.

М. П. Мусоргский представлен в отделе 23-мя музыкальными рукописями, среди которых партитура «Ивановой ночи на Лысой горе»18, музыка к трагедии Софокла «Здип»19, «Боевая песнь ливийцев» из оперы «Саламбо»20, отрывки из «Сорочинской ярмарки»22 и вокальные произведения.

Собрание нотных автографов Н. А. Римского-Корсакова представлено 48 экземплярами, включающими партитуры опер «Майская ночь»22 и «Пан Воевода»23, партитуры 1-й симфонии24 и «Здравицы А. К. Глазунову»25, отрывки из опер: «Псковитянка», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Садко», «Золотой петушок» и другие произведения.

Музыкальное наследие одного из первых выпускников Консерватории П. И. Чайковского в фондах отдела представлено 8 нотными рукописями; в их числе - музыка к гимну «К Радости» Шиллера26, партитуры двух отрывков из оперы «Черевички»27.

В коллекции отдела значительное место занимают и автографы запад­ноевропейских композиторов. Наиболее ценными можно назвать набросок адажио из струнного квартета ор. 18 М3 6 Л. Бетховена28, эскиз струнного квартета КУ 590 В. А. Моцарта29, а также рукописи А. Вьетана, А. Гретри, Г. Доницетти. Л. Керубини, Ф. Мендельсона, И. Штрауса (сына) и др.

Кроме рукописных материалов в отделе хранятся фотографии XIX -начала XX в. (2 тысячи ед. хр.) и редкие издания.

Материалы, хранящиеся в Отделе рукописей Петербургской консерва­тории, в разное время были использованы музыковедами в исследовательской деятельности, результатом которой стали десятки научных статей, монографий, диссертационных исследований. В их числе труды Л. А. Барен-бойма о А. Г. Рубинштейне, М. А. Ганиной о А. К. Глазунове, А. С. Ляпуновой о М. А. Балакиреве, М. К. Михайлова о А. К. Лядове, М. С. Пекелиса о А. С. Даргомыжском, А. Н. Сохора о А. П. Бородине и многие другие. Фонды отдела постоянно являются предметом изучения и базой научных исследова­ний как отечественных, так и зарубежных музыкантов.

В последние годы значительно активизировалась научно-библиографическая работа в самом отделе рукописей. Сотрудники отдела принимают участие в различных научных конференциях, как в Консерватории, так и за ее пределами с докладами и сообщениями на темы, посвященные материалам рукописного фонда. Тщательно редактируются каталоги и картотеки, ведется работа по созданию электронного каталога и фонда страховых фотокопий и негативов, начата работа по реставрации и консервации особо ценных материалов, постоянно ведется экспозиционная деятельность. Ведется работа по изучению архивов, переводу с иностранных языков, подготовке к изданию неопубликованных материалов, каталогов и путеводителей по отдельным частям фонда или коллекциям. Кроме перечисленных выше направлений планируются и перспективные долгосрочные программы, связанные в основном с углубленной работой по расшифровке музыкальных рукописей. Планируется регулярное проведение научных чтений по проблемам музыкально-рукописного наследия.

В дальнейшей своей деятельности научная музыкальная библиотека Санкт-Петербургской консерватории очень надеется на понимание и поддержку наших коллег - сотрудников библиотек и архивов, наших читате­лей - преподавателей и студентов, музыкантов, исследователей, глубоко и искренне заинтересованных в сохранении русской культуры, тех уникальных собраний, накопленных и хранимых библиотеками, архивами, музеями и нашего прекрасного Петербурга, и всей России.

 

1 ОР СПбГК, № 1618.

2 ОР СПбГК, № 1567.

3 ОР СПбГК, № 1597.

4 ОР СПбГК, № 1240.

5 ОР СПбГК, № 1241.

6 ОР СПбГК, № 1244.

7 ОР СПбГК, № 1242.

8 ОР СПбГК, № 2526-2528.

9 ОР СПбГК, № 2529.

10 ОР СПбГК, №№ 2502, 2506, 2512-2515 и др.

11 ОР СПбГК, № 2517

12 ОР СПбГК, №№ 1419, 1420.

13 ОР СПбГК, № 1526.

14 ОР СПбГК, № 1499

15 ОР СПбГК, №1422.

16 ОР СПбГК, № 1414

17 ОР СПбГК, № 1512.

18 ОР СПбГК, № 1747.

19 ОР СПбГК, №№ 1748, 1670, 1669.

20 ОР СПбГК, № 1762.

21 ОР СПбГК, № 1749.

22 ОР СПбГК, № 1890. ОРСПбГК, № 1899.

24 ОР СПбГК, № 1896. ОРСПбГК, № 1879.

26 ОР СПбГК, № 1745.

27 ОР СПбГК, №№ 1658, 1659. ОР СПбГК, № 1259.

29 ОР СПбГК, № 2863.

- На главную
- История
- Структура
- Выставки
- Новости
- Контакты