А. М. Равикович1

Собрание старопечатных книжных изданий иностранного кабинета Ленинградской ордена Ленина Государственной консерватории2

 

 

Собрание старопечатных книжных изданий Иностранного кабинета Ленинградской ордена Ленина Государственной Консерватории имеет большую научную и библиографическую ценность. Для всех занимающихся вопросами старинной музыки оно представляет безусловно значительный интерес3.

Краткая история этого собрания такова.

Почетный библиотекарь Петербургской Консерватории, впоследствии ее директор, Михаил Павлович Азанчевский, проживая с 1866 года по 1870 год в Париже, приобрел здесь замечательную библиотеку Готфрида Энгельберта Андерса4. Андерс долгое время состоял архиваурисом и хранителем музыкального отдела библиотеки св. Женевьевы5 в Париже. Как музыкальный писатель и критик он сотрудничал в нескольких журналах, в том числе в журнале “Gazette musicale”, где работал одновременно с Берлиозом. Кстати, в нашем собрании имеется книга Берлиоза “A travers chants”, подаренная автором Андерсу, с дарственной надписью. Андерс умер в 1866 году, и, очевидно, после его смерти его личная библиотека была приобретена Азанчевским. Об этом книжном собрании Пужен (Pougin) говорит, что у Андерса была одна из лучших музыкальных библиотек, какую только можно было собрать1*.

Присоединив к купленной коллекции свои личные книжные фонды, Азанчевский в 1870 г. передал это собрание Петербургской консерватории6, где для него было отведено особое помещение и отпущены средства для хранения2*. В число книг собрания входили также издания XIX века, но впоследствии они слились с дальнейшими пополнениями библиотеки, тогда как старинные издания были выделены в особый фонд.

В настоящее время коллекция старопечатных изданий насчитывает свыше 2.300 экземпляров7. Сюда входят издания XV, XVI, XVII и XVIII веков на французском, немецком, английском, итальянском, испанском и голландском языках, а также на латинском и греческом8.

Из первопечатных изданий XV в. (инкунабулов) в нашем собрании имеется известный трактат Hugo aus Reutlingen — “Flores musicae omnis cantus gregoriani”, — Страсбург, 1488 г.9 Одна из старейших книг с нотным текстом соответствует подробному описанию этой книги, сделанному Брюнэ3*. Имеется также собрание сочинений Боэция Boetius — “Hec sunt opera Boetii”, куда входит часто цитируемая глава о музыке — “De musica”, Венеция, 1492 г.10

Среди книг XVI века имеется одно из первых изданий трактата греческого писателя Плутарха “De musica”. Точное название труда “Musica Plutarchi a Charоlo Valgulio Brixiano versa in latinum” (1507 г. изд.)11. Справочники не знают отдельного издания трактата в переводе Valgulio 1507 года. По-видимому, наше издание не было известно ни Беккеру, ни Фетису, ни Эйтнеру4*, и надо полагать, что оно является библиографической редкостью12.

Дальше назовем книгу Pietro Aron (Aaron) “Toscanello in musica”, Венеция, 1539 г.13 Арон — выдающийся теоретик своего времени, которого сравнивают с Царлино. “Toscanello in musica” — его лучший труд, переиздававшийся несколько раз в течение XVI века. Наше издание 1539 года, как указывает Фетис, представляет особый интерес**.

Назовем также труды ученого теолога, друга Эразма Роттердамского, талантливого музыканта Глареана, коронованного также лаврами поэта****. Среди его трудов, имеющихся у нас, известна книга “Dodecachardo[n]”, Базель, 1547 г., которая содержит множество интересных музыкальных примеров из произведений XV — XVI веков14.

Выдающийся интерес представляет также редкая книга испанского монаха Томаса из монастыря Санта Мария, — “Libro Ilamado Arte di taner fantasia”, Вальядолид, 1565 г.15 Книга трактует вопросы клавирного исполнительства,  имеется еще только в 3-х библиотеках Европы16, кроме нашей*****.

Первое издание известного труда Caroso — “Il Ballarino”, Венеция, 1581 год, представляет большую ценность для тех, кто изучает историю хореографии17. В книге указаны правила танцев, имеются гравюры с изображением некоторых поз и даются танцeвальные мелодии в лютневой табулатуре.

Наконец, назовем крупнейшего музыкального теоретика XVI века Царлино. В нашем собрании имеются его “Istituzioni harmoniche”, Венеция, 1562 год18. Первоe издание этого труда вышло в 1558 году. Наше издание второе. Имеется также полное собрание сочинений Царлино — “De tutte l’opere”, в 4-х томах, Венеция, 1588 — 89 гг., куда, кроме специальных музыкально-теоретических трудов, входят сочинения на другие научные темы19.

Можно еще упомянуть небольшую книжку Tzwyvel (Tzwiefel) — “Introductori[um] Musice practice ad Pueroru[m] Istituzione”, s.a. Фетис* знает только один экземпляр этой книжки, изданный в Кельне в 1513 г.20 Эйтнеру** известно, что у антиквара Розенталя в 1890 г. был экземпляр, идентичный нашему. Другие экземпляры неизвестны21.

Среди изданий XVII века имеем такие труды, как A.Kircher “Musurgia universalis”, Рим, 1690 г. (наше издание — два тома в одном переплете — справочникам неизвестно)22. Его же “Phonurgia nova”, Кемптен, 1673 г. и др., где, наряду с вымыслами, ничего общего с наукой не имеющими, встречается интересный исторический материал23

Упомянем еще книгу C.Bontempi — “Historia musica”, Перуджия,
1695 г., а также работы передового ученого своего времени и одаренного му-зыканта K.Printz — “Historische Beschreibung des Edelen-Sing-und-Klingkunst”, Дрезден, 1690 г., и “Phrynis Miteleneaus oder Satyrischer Componist”, Дрезден, 1696 г.
24 Первая из названных работ до настоящего вре-мени является ценным источником для изучения истории музыки XVII века.

Трудолюбивый ученый французский писатель Mersenne представлен в нашем собрании многочисленными произведениями, в том числе известным трудом “Harmonie universelle”, Париж 1636 — 37 г. (2 части в одном переплете)25. В книге свыше 1500 стр[аниц] и множество иллюстраций, чертежей, описаний музыкальных инструментов и нотных примеров.

Наряду с кропотливыми трудами Мерсенна и полуучеными, полуфантастическими трактатами Кирхера в собрании имеется небольшая работа на латинском языке знаменитого философа Декарта “Musicae compendium”, Амстердам, 1656 г., неоднократно переиздававшаяся26. Наше издание второе, первое издание вышло в 1650 г. В собрании имеется также французский перевод Пуассона названной работы под названием “Abrйgй de la musique”, 1724 г.27 Об этом сочинении Декарта Фетис* говорит, что оно недостойно имени своего автора, тогда как Риман** и Эйтнер*** считают его одним из самых выдающихся трудов своего времени на тему о музыке.

Среди работ, освещающих вопросы исполнительства, можно на-звать интересную книгу Chr. Simpson — “Chelys, minuritionum… Divison Viol or the Art of Playing Ex tempore upon a Ground”, Лондон, 1667 г.28, текст параллельный — английский и латинский. Наше издание второе. Первое издание вышло под другим названием в 1659 г.29 Книга довольно редкая, Эйтнер**** называет 5 экземпляров, кроме нашего. Имеется также известная работа J.Rousseau — “Traitй de la Viole”, Париж, 1687 г.30

Материалы, характеризующие издания XVII века в нашем собрании, следует дополнить, во-первых, переизданиями древних классиков, писавших о музыке, как, например, труд Мейбома (Meibomius) “Antiquae Musicae Auctores Septem”, в двух томах (оба тома в одном переплете)31, Амстердам*****, 1652 г.; текст параллельный — оригинальный греческий и латинский перевод Мейбома. А, во-вторых, развивавшийся в XVII веке новый музыкальный жанр — опера — создает новый род литературы, появляются оперные либретто. В нашем собрании имеется значительное количество оперных текстов либреттиста Люлли Кино, а также Корнеля и других авторов, с указанием места и даты первой постановки 32. Для изучения истории музыкального театра данный материал является незаменимым пособием.

    Как редкое издание можно, наконец, назвать работу R.Eisenhuet “Musikalisches Fundament”, Кемптен, 1682 г.33 Фетис****** указывает второе издание 1702 г. и говорит, что дата первого издания этого труда неизвестна. Все справочники, начиная с Вальтера* и кончая Гровом,** утверждают то же самое34. Очевидно, наше, неизвестное им издание 1682 г. является первым и, возможно, представляет собой уникальный экземпляр35. 

    Переходя к изданиям XVIII в., остановимся прежде всего на работах, закладывающих фундамент научно-обоснованной истории музыки. Сюда относится G.Martini. — “Storia della musica”, в 3-х томах, Болонья, 1757, 1770, 1781 гг.36 Автор книги — знаменитый болонский монах, падре Мартини, ученый музыкант-теоретик и непререкаемый авторитет в области музыкальной науки и практики для всей Европы того времени. Первый том его труда посвящен музыке древних евреев, халдеев и египтян, второй и третий том — греческой музыке. Четвертый том — о музыке средних веков остался незаконченным. Далее можно назвать книгу испанца Eximeno. — “Dell’origino e delle regole della musica”, Рим,
1774 г.37 Автор, на основе критики учений Пифагора, Галилея, Эйлера, Тартини, Рамо, опровергал теории, устанавливающие связи музыки с математикой и акустикой, доказывая, что главным средством эмоционального выражения является мелодия. Книга в свое время вызвала горячую полемику, в которой принял участие и падре Мартини, выступая против Эксимено в защиту контрапункта.

    Перечислим далее основные музыкально-исторические работы XVIII в. Таков капитальный труд Ch.Burney. — “A general History of music”, в 4-х томах, Лондон, 1789 г.38 Наше издание второе 39. Не менее обширный труд J.Hawkins. — “A general History of the Science and Practice of music”, в пяти томах, Лондон, 1776 г.40, вышедший одновременно с первым изданием Бернея41 и неоцененный по достоинству современ-никами. Тщательно подобранный музыкально-исторический материал заставляет оценивать его труд во всяком случае не ниже работы Бернея. [О сочинении]42 — De la Borde “Essai sur la musique ancienne et moderne”, Париж, 1780 г.43 Риман*** говорит, что эта история музыки считается одной из лучших среди старых книг подобного типа. В то же время Фетис**** отзывается о ней следующим образом: “Эта книга является шедевром невежества, беспорядочности и небрежности”. (?). Наконец, следует назвать еще работу J. Forkel. — “Allgemeine Geschichte der Musik”, в двух томах, Лейпциг, 1788/1801 г.44, которая дает в основном обработку материалов Бернея, Гауканса45 и др. писателей XVIII в.*

    Блестящая эпоха века Просвещения и огромная литература, порожденная ею, — философская, эстетическая, критическая — уделяла большое место вопросам музыкального искусства. Эта литература богато представлена в нашем собрании. Упомянем некоторые из книг. Таковы два издания известного труда Ch.Batteux. — “Les beaux arts reduits а un mкme principe”, Париж, 1746, 1747 г.46 Данный труд оказал значительное влияние на общую и музыкальную эстетику XVIII в. Многообразно представлено литературное наследие энциклопедистов Руссо, Дидро и Даламбера, к примеру: пять изданий известного труда Даламбера “Elemens de musique”, Париж, 1762 г.47, Лион, 1762, 1766, 1772, 1779 гг.48; теоретические сочине-ния Рамо и т.д. Далее — произведения основоположников немецкой музыкальной эстетики и музыкальных теоретиков, например: Werckmeister, Kuhnau, Matteson,49 Marpurg, Sulzer и др. В числе многочисленных работ Маттесона имеется также его книга “Der Follkommene Capellmeister”, Гамбург,
1739 г. 50, — самое значительное его сочинение, в котором сконцентрирова-ны теоретические и эстетические взгляды автора. Назовем также труды Chabanon, в том числе книги “Observations sur la musique”, Париж, 1779 г. 51 и
“De la musique consederйe en elle mкme”, Париж, 1785 г.52 Последняя является расширенным и дополненным изданием первого названного труда, о котором Гольдшмидт** говорит, что в нем, как в лупе, собрано все, что создала в области эстетики мысль о музыке в XVIII в. Это издание сравни-тельно редкое, Эйтнеру*** известны пять экземпляров книги кроме нашего53. 

    Богато представлена полемическая литература к “войне буффонов” и к спору глюкистов и пиччиннистов — брошюры, листовки, письма, памфлеты, сатиры, оды и проч. Среди них — нашумевшая работа
Гримма — “Lettre sur Omphale”, Париж, 1752 г., и два издания его знаменитого памфлета — “Le petit prophкte de Boemischbroda”, s.l., s.a.,54 положившего начало спору между приверженцами старого оперного стиля Люлли-Рамо и последователями новых демократических веяний, воплотившихся в итальянской опере буфф.

    Из редких изданий XVIII в. назовем Adami da Bolsena. — “Osservazioni per ben regolare il coro di cantori”, Рим, 1711 г.55 Беккер* говорит об этом труде, что он уже в 1790 г. являлся библиографической редкостью 56. Remond de Saint-Mars. — “Reflexions sur l’opйra”, Гаага, 1741 г.57 Эйтнер** знает два экземпляра этого издания, один — в Брюссельской королевской библиотеке, другой — у антиквара Лео Липманзона (Leo Liepmannsohn). Гольдшмидт*** также знает только два экземпляра — один в Брюссельской библиотеке, другой, принадлежащий лично ему58. Следовательно, обоим авторам наш экземпляр был неизвестен. Beaumont. — “Lettre sur la musique ancienne et modern”, Париж, 1743 г.59 Эйтнер**** указывает, что один экземпляр этого издания имелся у антиквара Липманзона, другие экземпляры ему не известны60. Fr.Hensler. — “Maurerrede auf Mozarts Tod”, Вена, 1792 г.61 Справочник по масонской литературе отмечает это издание как библиографическую редкость. Известен лишь один экземпляр этой книги62. О нашем экземпляре справочник, по-видимому, не знает.

    Среди периодических изданий нашего собрания имеется первый музыкальный и старейший специальный журнал Германии “Critica Musica” Маттесона63, и периодические издания Крамера, Марпурга, Шейбе, Рейхардта; Journal des Beaux Arts, 1768 — 1773 г.г. и др. Француз-ские журналы, а также многочисленные серии альманахов, календарей и т.п. В числе последних можно назвать “Spectacles de Paris” — альманах, выходивший с 1752 г., в нашем собрании имеется 46 томиков за 45 лет64. 

    В заключение остановимся вкратце на справочных изданиях. Здесь представлены работы данного типа, начиная с изданий XVI в., как “Ономастикон” или толковый словарь греческого писателя Поллукса (перевод на латинский язык Родольфа Гуалтьера Тигурона65, Базель, 1541 г.)66. Среди справочников XVII в. имеется известный труд Георга Драудиуса — “Bibliotheca classica”, Франкфурт, 1625 г.67, который до половины XIX века служил главным источником для библиографических сведений.

    В XVIII века появляются уже специальные музыкальные справочники, как Brossard. — “Dictionnaire”, 1701 г.68; Walther. — “Musikalisches Lexicon”, Лейпциг, 1732 г.;69 Gerber. — “Historisch-biographisches Lexicon der Tonkьnstler”, Лейпциг, 1790 г.70 (в кабинете имеется также второе издание труда 1812 — 13 гг.) и др. В нашем собра-нии имеется несколько изданий словаря Brossard, в том числе — “Dictionnaire de musique”, 1703 г.71, которое всеми справочниками счита-ется первым изданием этого труда. Между тем у нас имеется “Dictionnaire des termes grecs, latins et italiens, dont on se sert … dans toutes sortes de musique”, Париж, 1701 г. того же автора72, повторением которого является издание 1703 г. и дальнейшие. На книге, изданной в 1701 г., имеется надпись Андерса, в которой говорится, что все библиографы, среди прочих и Querard, а также справочники, называющие 1703 г. годом первого изда-ния этого труда, ошибаются73. Ошибка осталась до сих пор неисправлен-ной, так как наше издание 1701 г., по-видимому, единственный сохранившийся экземпляр74 — библиографам осталось неизвестным.

    Наконец, остается еще назвать замечательный труд J.Forkel. — “Allgemeine Litteratur der Musik”, Лейпциг, 1792 г.75, и справочник
Allacci. — “Drammaturgia”, Венеция, 1755 г.76 О последней работе Риман* говорит, что он явился первой попыткой создания указателя всех ставившихся в Италии драматических спектаклей и опер. Первое издание вышло в 1668 г.77 Наше издание второе, расширенное Pasquali и доведенное до 1775 г., издание редкое. Эйтнер** знает только три экземпляра в Болонье, Брюсселе и Берлине78. 

 

    Этот беглый обзор не претендует на исчерпывающую характеристику старопечатных фондов Иностранного кабинета. Но даже подобное описание показывает каким обширным и ценнейшим материалом мы располагаем для исследовательской работы музыковедов. В помощь такой работе в кабинете составлено научно-библиографическое описание изданий XVIII в.79 Описание было начало по инициативе бывшей заведующей библиотекой Консерватории Е.Л.Даттель80 и осуществлено силами бывших сотрудников кабинета В.В.Штокмар, М.М.Левис, Н.П.Паркау и др.81 В дальнейшем плане работ кабинета стоит описание изданий XV, XVI и XVII в.в. так же, как периодических изданий и альманахов, требующих специального изучения82.

 

1* Fétis [F.-J.]. “Biographie universelle [des musicians et bibliographie générale de la musique]”. Supplément et complement. Publ[iés] sous

 

 1 Из личного дела А. М. Равикович, хранящегося в архиве Санкт-Петербургской государственной консерватории (дело № 192, л. 123 — 154), любезно предоставленного его заведующей Р. А. Смольяниновой, нам удалось выяснить биографические данные об авторе статьи. Августа Михайловна Равикович родилась 28 ноября (11 декабря) 1892 года в Киеве. После окончания в 1909 году женского коммерческого училища она занималась в музыкальном училище по классу фортепиано, в 1913 — 1915 годах училась в Киевской консерватории по классу пения и в 1920 — 1923 годах — на экономическом факультете Института народного хозяйства, но закончить высшие учебные заведения и получить высшее образование ей не удалось. Еще в Киеве параллельно с обучением она начала работу в библиотеках различных учреждений, а с 1925 года, после переезда, — в библиотеках Ленинграда. В 1927 — 1929 годах она закончила Высшие курсы библиотековедения при Государственной Публичной библиотеке в Ленинграде, где получила квалификацию сотрудника-специалиста научных библиотек, изучала русскую палеографию и посещала семинар по инкунабулам, владела четырьмя европейскими языками. С января 1935 до выхода на пенсию 1 апреля 1957 года А. М. Равикович трудилась в Ленинградской консерватории, занимая должности заведующей кабинетом иностранной литературы, лаборанта и ассистента кафедры западноевропейской истории музыки, заведующей лабораторией всеобщей истории музыки. С февраля 1942 года до окончания войны она находилась в эвакуации в Ташкенте вместе с консерваторией, в 1946 году была награждена медалью “За оборону Ленинграда”. Из выданной А. М. Равикович в 1941 году характеристики следует, что под ее руководством составлялись библиотечные каталоги, осуществлялась переводная и справочная работа; она охарактеризована как “очень ценный и высококвалифицированный работник” (личное дело № 192, л.153 — 154). Во время работы на кафедре истории музыки она занималась источниковедением. По имеющимся сведениям А. М. Равикович скончалась в 1980 году.

 2 Статья А. М. Равикович, как указано на титульном листе, была написана автором в Ленинградской консерватории в 1947 году, не публиковалась и сохранилась в машинописном варианте в Отделе иностранной литературы библиотеки. В настоящем сборнике она печатается в авторском варианте без изменений. Примечания и дополнения к статье А. М. Равикович, сделанные О. Н. Блескиной, помещены в концевых сносках и отмечены арабскими цифрами. В примечаниях даны краткие библиографические описания упоминаемых в статье книг с указанием их шифров и инвентарных номеров. Библиографические ссылки и примечания автора, обозначенные звездочками, приведены в постраничных сносках, дополнения к краткой библиогра-фии — в квадратных скобках.

 3 На двух первых страницах статьи имеется карандашная рукописная правка, автор которой неизвестен.

 4 О Готфриде Андерсе см.: Сомов В. А. Парижский музыковед и библиотекарь Андерс (1795 — 1866) и его бумаги в Петербургской консерватории // Петербургский музыкальный архив. Вып.3. – СПб., 1999. – С.66-82.

 5 “Св. Женевьевы” зачеркнуто и подписано карандашом “Национальной биб-ки”.

 6 Абзац помечен карандашом и подписано “неточн.”. М. П. Азанчевский сначала передал свою библиотеку Императорскому Русскому музыкальному обществу, а затем она поступила в консерваторию.

 7 Собрание редких изданий XVI — XVIII веков библиотеки консерватории насчитывает около 2,5 тысяч единиц; среди общего числа книг немало конволютов, что создает определенные трудности в подсчете общего количества редких изданий и разницу в их числе.

 8 Об изданиях XV — XVI веков см.: Блескина О. Н. Издания XV — XVI в. с владельческими записями в собрании Санкт-Петербургской консерватории // Петербургский музыкальный архив. Вып.3. – СПб., 1999. – С.83 — 99.

 9 Spechtshart, Hugo Reutlingensis. Flores musicae omnis cantus Gregoriani cum commentariis. Argentine, per Johannem Pryss, 1488 (XV-I/H-895, № 4853); первое издание.

 10 В действительности, в книге владельцем собраны и переплетены первый том сочинений Боэция, изданный в 1492 году в Венеции типографами Джованни и Грегорио Грегори (Boethius, Anicius Manlius Torquatus Severinus. Opera et philosophica minora, theologica, mathematica. [Vol.1]. Venetiis, per Johannem et Gregorium de Gregoriis fratres, 18.VIII.1492), трактатыУтешение философиейиО школьном обучении”, выпущенные в 1497 году в одной книге этими же типографами (Boethius, Anicius Manlius Torquatus Severinus. De consolatione philosophiae. De disciplina scholarium. Venetiis, per Joannem de Forlivio et Gregorium fratres, 10.II.1497 (XV-I/B-673, № 6707).

 11 Plutarcus. Musica. Transl.: Charolus Valgulius. Brixiae, per Angelum Britanicum, Cal. Aprilis, 1507 (XVI-I/P — 737.5, № 7477).

 12 Указанное издание отсутствует в каталогах крупнейших библиотек (Британский музей, Национальная библиотека Франции, библиотека Кембриджа). Согласно RISM, это издание имеется в Государственной библиотеке в Берлине и в библиотеке Мазарини в Париже (RISM: Йcrits imprimйs concernant la musique / Publiй sous la Direction de Franзois Lesure. Serie B VI. T.II. — Mьnchen; Duisburg: G.Henle Verlag, 1971. — P.660).

 13 Aaron, Pietro. Toscanello in Musica. Vineggia, per Marchio Sessa, XIX Marzo 1539 (XVI-I/А –769, № 7498); четвертое издание.

 14 Glareanus, Henricus Loritus. Dodekachordon libri III. Basileae, per Henrichum Petri, novembri 1547 (XVI-I/G–765, № 4468). В библиотеке консерватории хранятся 4 издания XVI века сочинений Глареана.

 15 Santa Maria, Tomas de. Libro llamado Arte di tanner Fantasia. Valladolid, por Francisco Fernandez de Cordova, 1565 (XVI-I/S–231, № 6502).

 16 В настоящее время, согласно RISM (RISM. Op. cit. T.II. – P.752-753), это издание имеется в 12 библиотеках Европы и Америки.

 17 Caroso, Fabritio Marco. Il ballarino Trattato duo. In Venetia, appresso Francesco Ziletti, 1581 (XVI-I/C-293.1, № 6708).

 18 Zarlino, Gioseffo. Le institutioni harmoniche. Venetia, appresso Francesco Senese, 1562 (XVI-I/Z-37.4, № 1865).

 19 Zarlino, Gioseffo. De tutte l’opere. [Vol.I-IV]. Venetia, appresso Francesco de Franceschi Senese, 1588 — 1589 (XVI-I/Z-37.4, № 6773).

 20 Twyvel de Montegaudio, Theodoricus. Introductorium Musice practice ad puerorum institutionem. Monasteriensi Vestphalie [Mьnster], ab industrio viro Georgio Richolff impensis Laurentii Bornman, s.a. (c.1508).

 21 Экземпляр этого издания есть также в Национальной библиотеке в Париже (RISM. Op. cit. T.II. — P.849).

 22 В библиотеке консерватории представлены 2 экземпляра римского издания А. Кирхера 1650 года: Kircherus, Athanasius. Musurgia Universalis sive Ars Magna Consoni et Dissoni in X. Libros digesta. T.I-II. Romae, Ex Typographia Haeredum Francisci Corbelletti (Т.I), Typis Ludovici Grignani (T.II), 1650. В одном издании два тома переплетены вместе (XVII-I/K-58, № 6774). Издания 1690 года в библиотеке нет. По-видимому, в дате сделана опечатка.

 23 Kircherus, Athanasius. Phonurgia Nova sive Conjugium Mechanico-physicum Artis & Naturae Paranympha Phonosophia Concinnatum. Campidonae, per Rudolphum Dreherr, 1673 (XVII-I/K-58, №4456).

 24 Bontempi, Giovanni Andrea. Historia Musica, nella quale si ha piena cognitione della Teorica, e della Pratica Antica della Musica Harmonica; secondo la Dottrina de’Greci. Perugia, Pe’l Constantini, 1695 (XVII-I/B-722, № 5476). Printz, Wolfgang Caspar. Historische Beschreibung der Edelen Sing-und Kling-Kunst. Dresden, Gedruckt bey Johann Georgen, In Verlegung Johann Christoph Mieths, 1690 (XVII-I/P-957, № 5317). Printz, Wolfgang Caspar. Phrynis Mitilenaeus, oder Satyrischer Componist, welcher vermittelst einer Satyrischen Geschicht, die Fehler der ungelehrten, selbgewachsenen, ungeschickten, und unverstдndigen Componisten hхflich darstellet. [Th.I, 1-3]. Dresden und Leipzig, Druckts Johann Riedel, Verlegts Johann Christoph Mieth und Johann Christoph Zimmermann, 1696 (XVII-I/P-957, № 5787).

 25 Mersenne, Marin. Harmonie Universelle, contenant la Theorie et la Pratique de la Musique. [Pt.1-2]. Paris, pt.1: chez Sebastien Cramoisy, 1636; pt.2: par Pierre Ballard, 1637 (XVII-I/М-574, № 8895). В библиотеке консерватории хранятся 9 изданий XVII века сочинений М.Мерсенна на латинском и французском языках.

 26 Descartes, Cartesius Renatus (Descartes, Renй). Musicae Compendium. Amstelodami, apud Joannem Janssonium Juniorem, 1656 (XVII-I/D-445, № 4381).

 27 Указанный А. М. Равикович французский перевод труда Рене Декарта о музыке опубликован во втором томе собрания сочинений: Descartes Renй. Discours de la methode pour bien conduire sa raison, & chercher la veritй dans les Sciences. Nouvelle Edition, revыл, corrigйe & augmentйe des Remarques du P. Poisson P.D.L. T.II. Paris, 1724 (XVIII-II/D-445, № 3291).

 28 Simpson, Christopher. Chelys, Minuritionum Artificio Exornata: sive, Minuritiones ad Basin, etiam Ex tempore Modulandi Ratio. In Tres Partes distributa. The Division-Viol, or, The Art of Playing Ex tempore upon a Ground. Divided Into Three Parts. Editio secunda. London, Printed by W.Godbid for Henry Brome, 1667 (XVII-I/S-613, № 1950). Второе издание вышло в 1665 году; 1667 годом датирован повторный оттиск издания (The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by S.Sadie. Vol. 17. – London: Macmillan Publishers Ltd, 1980. – P.329-330).

 29 Simpson, Christopher. The Division-violist, or, An Introduction to the Playing upon a Ground.-London, 1659.

 30 Rousseau, Jean. Traite de la Viole, qui contient Une Dissertation curieuse sur son origine. A Paris, par Christophe Ballard, 1687 (XVII-I/R-864, № 4801).

 31 Meibomius, Marcus. Antiquae Musicae Auctores Septem. Graece et Latine. Marcus Meibomivs Restituit ac Notis explicavit. Volumen I-II. Amstelodami, apud Ludovicum Elzevirium, 1652 (XVII-I/M-499, № 7040).

 32 В библиотеке консерватории хранятся издания XVII века девяти либретто Филиппа Кино к операм Жана Батиста Люлли, либретто Тома Корнеля к операм Люлли, Марка Антуана Шарпантье и др.

 33 В тексте опечатка: неправильно указан инициал в имени. В действительности не R., a Th. Eisenhut (Eisenhuеt): Eisenhut, Thomas. Musicalisches Fundament. [Kempten], Ex Ducali Typographia Campidonensi, 1682 (XVII-I/E-36, № 5709).

 34 В издании 1980 года выходные данные первого издания приведены (The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by S.Sadie. Vol.6. – London: Macmillan Publishers Ltd., 1980. – P.89).

 35 Первое издание сочинения Эйзенхута бесспорно принадлежит к редким изданиям, но не является уникальным. По современным справочникам, отсутствовавшим во время написания данной статьи, оно имеется в библиотеках Линца, Диллингена, Гамбурга, Мюнхена (2 экземпляра) и Кольмара (RISM. Op. cit. T.I. – P.291).

 36 Martini, Giambatista. Storia della Musica. Т.I-III. Bologna, 1757, 1770, 1781 (XVIII-I/M-386, № 6343-6345).

 37 В настоящее время указанного издания 1774 года А.Эксимено в библиотеке консерватории нет. Оно списано, согласно инвентарной книге, в 1959 году. Данное издание имеется в библиотеке московской консерватории (RISM. Op. cit. T.I. – P.299).

 38 Burney, Charles. A general History of Music from the Earliest Ages to the Present Period. The second edition. Vol.I-IV. -London,1789 (XVIII-I/M-386, № 5495-5498).

 39 Первое издание вышло в Лондоне в 1776 году.

 40 Hawkins, John. A general History of the Science and Practice of Music. In Five Volumes. London,1776 (XVIII-I/H-393, № 4090, 2059-2062).

 41 В настоящее время принято называть его Чарлз Бёрни.

 42 Начало фразы, необходимое по смыслу, вероятно, утрачено при перепечатке.

 43 La Borde (Laborde), Jean-Benjamin de. Essai sur la musique ancienne et moderne. T.I-IV. Paris, de l’ Imprimerie de Ph.-D.Pierres. Paris, 1780 (XVIII-I/L-123, № 6346-6349).

 44 Forkel, Johann Nicolaus. Allgemeine Geschichte der Musik. Bd.1-2. Leipzig, im Schwickertschen Verlage, 1788, 1801 (XVIII-I/F-721.5, № 3000-3001). В этом труде Форкель предполагал изложить историю музыки от истоков до своего времени, однако, в действительности вышли только два тома этого труда, где изложение доведено до XVI века.

 45 В современных справочниках он именуется, как Джон Хокинс.

 46 Batteux, Charles. Les beaux Arts reduits a un mкme principe. Paris, chez Durand, 1746 (XVIII-II/B-335.5, № 5852); Paris, chez Durand. 1747 (XVIII-II/B-335.5, № 5341).

 47 По всей видимости автором сделана опечатка, в библиотеке имеется парижское издание 1752 года: D’Alembert, Jean le Rond. Йlйmens de Musique, thйorique et pratique, suivant les Principes de M. Rameau. Paris, chez David l’aоnй, Le Breton, Durand, 1752 (XVIII-I/A-367, № 5617).

 48 D’Alembert, Jean le Rond. Йlйmens de Musique, thйorique et pratique, suivant les Principes de M. Rameau. Lyon, chez Jean-Marie Bruyset, 1762 (XVIII-I/A-367, № 3290) и переиздания 1766, 1772 и 1779 (2 экземпляра) годов (XVIII-I/A-367, №№ 3288-3290, 13545, 4677). Кроме указанных шести экземпяров сочинения Даламбера на французском языке в библиотеке хранится немецкий перевод этого произведения: D’Alembert, Jean le Rond. Systematische Einleitung in die Musicalische Setzkunst, nach den Lehrsдtzen des Herrn Rameau. Aus dem Franzцsischen ьbersetzt und mit Anmerkungen vermehret von F.W. Marpurg. Leipzig, 1757 (XVIII-I/A-367, № 2519).

 49 Mattheson Johann.

 50 Mattheson, Johann. Vollkommene Capellmeister. Hamburg, Verlegts Christian Herold, 1739 (XVIII-III/M-436, № 9413). В библиотеке консерватории хранится 21 экземпляр изданий XVIII века трудов Иоганна Маттезона.

 51 Chabanon, Michel-Paul-Guy de. Observations sur la musique, et principalement sur la metaphysique de l’art. Paris, chez Pissot, 1779 (XVIII-I/C-426, № 3376).

 52 Chabanon, Michel-Paul-Guy de. De la musique considйrйe en elle-mкme et dans ses rapports avec la parole, les langues, la poйsie, et le thйatre. Paris, chez Pissot, 1785 (XVIII-I/C-426, № 3027).

 53 В настоящее время в RISM указано около 60-ти экземпляров этого издания (RISM. Op. cit. T.I. – P.217).

 54 Grimm, Friedrich Melchior. Lettre de M. Grimm sur Omphale, tragйdie lyrique, reprise par l’Acadйmie Royale de Musique le 14 Janvier 1752. [Paris], 1752 (XVIII-I/G-864, № 2687); Grimm, Friedrich Melchior. Le petit prophйte de Boehmischbroda. S.l., 1753 (XVIII-I/G-864, № 1811); Grimm, Friedrich Melchior. Le petit prophйte de Boehmischbroda. S.l., s.a. (XVIII-I/G-864, № 1809).

 55 Adami da Bolsena, Andrea. Osservazioni per ben regolare il coro de i cantori della Cappella Potificia Tanto nelle Funzioni ordinarie, che straordinarie fatte da Andrea Adami da Bolsena. Roma, per Antonio de Rossi, 1711 (XVIII-I/A-198, № 6563).

 56 В RISM указаны 45 экземпляров этого издания, кроме нашего (RISM. Op. cit. T.I. – P.65).

 57 Remond de Saint-Mard, Toussaint de. Reflexions sur l’Opera. La Haye, chez Jean Neaulme, 1741 (XVIII-II/R-389, № 6211).

 58 По RISM известны 18 экземпляров этого издания, хранящиеся в 15-ти зарубежных библиотеках, не включая наш экземпляр (RISM. Op. cit. T.II. – P.697).

 59 Saunier de Beaumont. Lettre sur la musique ancienne & moderne, a Madame la Duchesse de ***. Avec des Anecdotes intйressantes. Paris, chez la Veuve Pissot, 1743 (XVIII-II/S-257, № 7022).

 60 В настоящее время RISM приводит 5 экземпляров этого издания (RISM. Op. cit. T.II. – P.754). Наш экземпляр, таким образом, является шестым известным экземпляром издания и представляет собой библиографическую редкость.

 61 Hensler, Friedrich. Maurerrede auf Mozarts Tod. Vorgelesen bey einer Meisteraufnahme in der sehr ehrw. St.Joh. zur gekrхnten Hoffnung im Orient von Wien vom Bdr. H…r. Wien, gedruckt beym Br. Ignaz Alberti, 1792 (XVIII-II/H-526, № 2268).

 62 В современном справочном издании немецкоязычной литературы также отмечено, что издание чрезвычайно редко и должен быть известен только один его экземпляр (Gesamtverzeichnis des deutschsprachigen Schrifttums, 1700-1910 / Bearb. unter der Leitung v. H.Schmuck u. W.Gorzny. Bd.59. – Mьnchen; Paris, etc.: K.G.Saur, 1982. – S.347).

 63 Mattheson, Johann. Critica musica. d.i. Grundrichtige Untrsuch-und Beurtheilung, vieler, theils vorgefaЯten, theils einfдltigen Meinungen, Argumenten und Einwьrffe, so in alten und neuen, gedruckten und ungedruckten, Musicalischen Schrifften zu finden. …und Stьck-weise heraus gegeben von Mattheson. [T.1]. Hamburg, im May. 1722. Auf Unkosten des Autoris; Criticae musicae Tomus secundus. d.i. Zweiter Band… Hamburg, Thomas von Wierings Erben, 1725 (XVIII-I/M-436, № 4446, 4402). В библиотеке консерватории хранятся 2 экземпляра изданий; в каждом из них 2 тома переплетены в одном корешке. Одна книга, как следует из записи, была подарена библиотеке консерватории Антоном Григорьевичем Рубинштейном. В современной библиографии данное издание к журналам не относят.

 64 Издание выходило с 1751 года. В настоящее время в библиотеке консерватории хранится 53 тома этого издания (XVIII-II/S-741.5).

 65 Имеется в виду швейцарский теолог Рудольф Вальтер (1519-1586).

 66 Pollux, Julius. Onomasticon, hoc est Instructissimum rerum et synonymorum Dictionarium. Transl. and comm.: Rodolphus Gualtherus. Basileae, apud Robertum Winter, 1541 (XVI-I/P-777.3, №5726).

 67 Draudius, Georgius. Bibliotheca Classica, sive Catalogus Officinalis. In quo singuli singularum facultatum ac professionum libri, qui in quavis fere lingua extant... usque ad annum M.DCXXIV. inclusivи, etc. [Pt.1-2]. Francofurti ad Moenum, impensis Balthasaris Ostern,1625 (XVII-I/D-767.5, № 6503, 5781).

 68 Смотри ниже.

 69 Walther, Johann Gottfried. Musicalisches Lexicon oder Musicalische Bibliothec. Leipzig, verlegts Wolffgang Deer, 1732 (XVIII-I/B-874, № 425-426, 7508). В книжном собрании консерватории представлены 2 экземпляра данного издания, один из которых состоит из двух томов.

 70 Gerber, Ernst Ludwig. Historisch-Biographisches Lexicon der Tonkьnstler. Th.1-2. Leipzig, verlegts Johann Gottlob Jmmanuel Breitkopf, 1790-1792 (XVIII-I/B-874, № 4954-4955). Экземпляр из книжного собрания Г.Э.Андерса.

 71 Brossard, Sйbastien de. Dictionnaire de Musique, contenant une Explication des Termes Grecs, Latins et Italiens, & Franзois les plus usitez dans la Musique. Paris, chez Christophe Ballard, 1703 (XVIII-III/B-874, № 5821).

 72 Brossard, Sйbastien de. Dictionnaire des termes grecs, latins et italiens, dont on se sert frequemment dans toutes sortes de Musique, & particulierement dans l’Italienne. Paris, chez Christophe Ballard, 1701 (XVIII-I/B-874, № 2715). В библиотеке консерватории также хранятся экземпляры третьего издания.

 73 В современных справочных изданиях издание 1703 года также отмечено, как первое. См., например: The New Grove Dictionary. Op. cit. Vol.3. – P.337; RISM. Op. cit. T.I. – P.180. В библиотеке консерватории также хранятся экземпляры второго издания словаря Броссара 1705 года и шестого издания, вышедшего около 1710 года.

 74 В RISM также указан экземпляр из коллекции Розенталя в Лондоне (Op. cit. T.I. – P.180). В каталогах Британской и Французской национальной библиотек издание 1701 года не значится. Таким образом, хранящийся в нашей библиотеке экземпляр издания словаря С. Броссара 1701 года – второй из известных по справочникам в настоящее время, является библиографической редкостью.

 75 Forkel, Johann Nicolaus. Allgemeine Litteratur der Musik oder Anleitung zur KenntniЯ musikalischer Bьcher. Leipzig, im Schwickertschen Verlage, 1792 (XVIII-C/F-721.5, № 6748). Кроме указанного сочинения И.Форкеля в библиотеке консерватории также хранятся его “Allgemeine Geschichte der Musik” (Bd.1-2. Leipzig, im Schwickertschen Verlage, 1788, 1801), “Musikalisch-kritische Bibliothek” (Bd.1-3. Gotha, bey Carl Wilhelm Ettinger, 1778-1779) и другие произведения.

 76 Allacci, Lеone. Drammaturgia di Lione Allacci accresciuta e continuata fino all’anno MDCCLV. Venezia, Presso Giambatista Pasquali, 1755 (XVIII-I/A-416, № 3606).

 77 В действительности первое издание датировано 1666 годом (The New Grove Dictionary . Op. cit. Vol.1. – P. 264; RISM. Op. cit. T.I. – P.81).

 78 В RISM указано 36 изданий 1775 года, кроме нашего экземпляра (RISM. Op. cit. T.I. – P.81).

 79 Это описание до настоящего времени не издано; машинопись работы хранится в Отделе иностранной литературы НМБ СПбГК.

 80 Елизавета Львовна Даттель (1897-1981) закончила историко-филологический факультет Петроградского университета и оперно-режиссерский факультет Ленинградской консерватории. В 1931-1938 гг. заведовала библиотекой и научно-исследовательским кабинетом консерватории. С 1944 г. работала в Институте истории искусств.

 81 Как нам удалось установить по материалам архива консерватории и из личных бесед с родными и знакомыми названных сотрудников, все они являлись специалистами высокой квалификации, владеющими несколькими иностранными языками, и сделали данное описание на высоком для того времени уровне. Валентина Владимировна Штокмар (1914-1984) работала в библиотеке консерватории с 1933 по 1937 год параллельно с обучением на государственных курсах иностранных языков, в дальнейшем закончила исторический факультет Ленинградского государственного университета и преподавала на кафедре истории средних веков, защитила кандидатскую и докторскую диссертации. Мария Михайловна Левис (1890-?) закончила Бестужевские курсы, получила специальность историка-филолога, владела тремя иностранными языками и работала в библиотеке консерватории с 1935 по 1941 год. Сведений о Н.П.Паркау в архиве консерватории не сохранилось.

 82 В настоящее время О.Н.Блескиной подготовлено к публикации описание изданий XV — XVII веков.

- На главную
- История
- Структура
- Выставки
- Новости
- Контакты