Н.А.Римский-Корсаков. Фотография 1870-х годов

Николай Андреевич Римский-Корсаков

В  1871 г. по инициативе заведующего Консерватории М.П.Азанчевского на должность преподавателей классов инструментовки, практического сочинения был приглашен Н.А.Римский-Корсаков. Не имея специального профессионального консерваторского образования, молодой преподаватель прилежно учился и сам, был не только педагогом,  но и «одним из лучших учеников». Несомненно,  с его приглашением начался новый этап в формировании композиторского и теоретического образования. Эстетические принципы Н.А.Римского-Корсакова стали основополагающими в его педагогических установках. «Музыкальное творчество есть высшая область проявления музыкального таланта и высшая отрасль деятельности в музыкальном искусстве… Всякий талантливый художник должен быть одновременно и техником, и поэтом… Одною техникою нельзя создать настроения, но ведь и одним поэтическим чутьем нельзя создать произведения».

   

Фотография  Н.А.Римского-Корсакова с дарственной надписью Д.И.Бухтоярову

Портрет Н.А.Римского-Корсакова работы Э.Визеля
 

С годами выстроилась система преподавания, превратившая класс Н.А.Римского-Корсакова в один из наиболее авторитетных в Консерватории. На протяжении почти сорока лет (1871-1908) через этот класс прошли учащиеся разных специальностей.

Разветвленная школа Н.А.Римского-Корсакова заняла видное место в музыкальной культуре России.

 

Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов со своими учениками М.М.Черновым и В.А.Сениловым. Фото 1906 г.

А.Лядов, Я.Витол, Н.Соколов, Л.Саккетти, позже М.Штейнберг, Н.Черепнин, В.Калафати, М.Гнесин, А.Оссовский, М.Климов, М.Чернов и многие другие вошли в число педагогов Ленинградской-Петербургской консерватории. А.Аренский, М.Ипполитов-Иванов работали в Московской консерватории. Школа Н.А.Римского-Корсакова принимала активное участие в формировании разнонациональных композиторских школ. Здесь получили образование видные музыкальные деятели: Латвии – Э.Мелнгайлис, Э.Дарзинь; Украины – Н.Лысенко; Грузии – М.Баланчивадзе; Эстонии – А.Капп, М.Саар, Р.Тобиас; Армении – М.Екмалян и т.д.

Педагогическое искусство Н.А.Римского-Корсакова нашло отражение и в его учебных пособиях: «Практическом учебнике гармонии» и «Основах оркестровки».

 

Страница рукописи учебника Н.А.Римского-Корсакова
"Основы оркестровки". 1873-74

Фрагмент рукописи оперы Н.А.Римского-Корсакова
"Золотой петушок"

   
Титульный лист оперы "Сказание о невидимом граде Китеже" Н.А.Римского-Корсакова с дарственной надписью певице Н.Забеле-Врубель

Решающее воздействие на всех занимавшихся с Н.А.Римским-Корсаковым или  мечтавших получить его авторитетную консультацию, оказало творчество самого композитора. «Псковитянка»и «Царская невеста», «Снегурочка» и «Садко», «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством», «Сказание о невидимом граде Китеже» и «Золотой петушок», «Шехерезада» и Испанское каприччио, романсы и музыка для духового оркестра – все это сразу получало резонанс  в художественно чуткой среде. В круге корсаковского притяжения находились И.Стравинский, А.Оссовский. К концу жизни Н.А.Римского-Корсакова окружала большая группа воспитанных им педагогов-теоретиков. Наиболее авторитетное положение среди продолжателей его дела заняли А.Глазунов и  А.Лядов.

 

 

Открытое письмо Н.А.Римского-Корсакова М.А.Балакиреву от 20 ноября 1879 г.

Н.А.Римский -Корсаков и А.К.Лядов

А.Лядов начал преподавать в Консерватории в 1878 г., непосредственно после окончания этого заведения. Сохраняя общие методические принципы учителя, он применял и самостоятельные педагогические приемы.  Многие музыканты, прошедшие петербургскую школу, своей высокой профессиональной культурой были обязаны строгим и творчески ярким урокам А.Лядова.

Его коллегами были Я.Витол (И.Витоль) и Н.Соколов. Первый вел класс практического сочинения, редактировал посмертные издания учебников Н.А.Римского-Корсакова. Второй создал несколько учебных пособий  по сольфеджио, гармонии, полифонии.

- На главную
- История
- Структура
- Выставки
- Новости
- Контакты